eugeny1988 (eugeny1988) wrote in ru_metro,
eugeny1988
eugeny1988
ru_metro

Categories:

Будапештский метрополитен



В ноябре 2015 года я посетил город Будапешт, ставший в моём послужном списке путешественника всего лишь второй европейской столицей. Более подробный рассказ об этой поездке я выложу позже и, скорее всего, на форуме Винского. Для начала же хочу рассказать об одной из главных транспортных артерий города - Будапештском метрополитене.


Будапештский метрополитен - старейший на континентальной части Европы. Его первая линия построена в далёком 1896 году под названием Földalatti (или "подземная железная дорога", если по-русски) компанией Siemens, ныне же она называется M1. Линия мелкого заложения, проходит под центральной улицей города - проспектом Андраши - и соединяет несколько главных городских достопримечательностей: площади Vörösmarty, Deák Ferenc, Oktogon и площадь Героев, Оперный театр, бани Сечени и др. В 1973 году линия была перестроена, в результате чего на ней появилась ещё одна станция - Mexikói út, Állatkert закрыли, а Artézi fürdő "переместили" под землю и переименовали в Széchenyi fürdő. Вот так эта станция выглядит сейчас:



На данный момент на линии M1 11 станций, а её общая длина составляет 4,4 км.

Вообще, до начала 70-х годов 20 века в Будапеште не было построено ни одной новой линии метро, а до реконструкции первой, пожалуй, самым большим изменением было строительство новой станции Deák Ferenc tér, после которого на старой закрыли движение и сделали музей Földalatti. Так станция Deák Ferenc tér линии M1 выглядит сейчас:



В начале 70-х годов Будапештский метрополитен, наконец, начал развиваться: было построено две новых линии (M2 и M3 соответственно). После этого Földalatti была официально переименована в M1, а станция Deák Ferenc tér стала тройным пересадочным узлом. Вот так незамысловато выглядит переход со старой станции на новые:



Вот такие составы ходят по линии M1 сейчас:



А вот так они выглядят изнутри:



Если честно, то в них немного тесновато, да и сами они довольно шумные.

Одним из примеров станций первой очереди является Opera:







Она расположена под проспектом Андраши и имеет выход к знаменитому Венгерскому оперному театру:



Оформление станций первой очереди явно отсылает нас к эстетике того времени. У них нет вестибюлей: все выходы ведут прямо на станцию. Так как платформы там боковые, то и в качестве подземного перехода использовать их не получится; по этой же причине, чтобы пересесть на поезд в противоположном направлении, придётся выходить на улицу.

Построенная в 1970 году линия M2 соединила несколько других исторических достопримечательностей города - вышеупомянутую площадь Deák Ferenc tér, гостиницу Астория и здание Парламента (станция Kossuth Lajos tér) с вокзалами Keleti и Deli и стадионом имени Ференца Пушкаша (станция Puskas Ferenc Stadion). С 2004 по 2008 годы все станции на линии были отреконструированы, после чего они приобрели современный вид. Так, многие из них стали похожи по дизайну на станции Пражского метрополитена. На фото ниже станция Deák Ferenc tér, неподалёку от которой я жил:





На мой взгляд, выглядит довольно симпатично, хотя и несколько однотипно.

На станции Kossuth Lajos tér стоит вот такая скульптура:



Я долго пытался выяснить, кому же она посвящена. После некоторого поиска всезнающий Интернет мне выдал, что это весьма странный памятник персонажу древнегреческих мифов слепому прорицателю Тиресию. Как и в Москве, этой собаке здесь все трут нос на удачу. Также станция примечательна тем, что она выходит прямо к одной из главных городских достопримечательностей - зданию венгерского парламента.

В 2010 году на линии был полностью обновлён подвижной состав: вместо всеми нами любимых, но уже изрядно постаревших номерных там запустили новые поезда фирмы Alstom:



Так они выглядят изнутри:



Также некоторые станции подверглись изменениям после открытия в 2014 году линии M4 с автоматическим ведением поездов. Например, на станции Kalvin ter линии M3 появился вот такой переход на одноимённую новую станцию:



На линии M3 до сих пор ездят мытищинские номерные, уже старые и весьма потрёпанные. Летом прошлого года Будапештский метрополитен подписал контракт с Метровагонмашем на ремонт этих поездов. Также в ближайшем будущем планируется полная реконструкция всей линии. Хватит ли у венгерского правительства на это денег - большой вопрос.

В марте 2014 года в Будапештском метрополитене состоялось долгожданное событие: была запущена в эксплуатацию полностью новая линия - M4. Её главной изюминкой стали поезда фирмы Alstom с автоматическим ведением:



Вот так я прокатился на этом поезде:


Она из конечных этой линии - станция Keleti palyaudvar, имеющая пересадку на одноимённую станцию линии M2 и прямой выход к знаменитому вокзалу Keleti - тому самому, на котором жили беженцы из Сирии, ожидавшие поездов в сторону Австрии:



Этот подземный переход, который одновременно является и переходом между обеими станциями, на первый взгляд кажется большим и удобным. И всё бы действительно ничего, если не одно но: там прямо-таки ЖИВУТ бомжи. Они совершенно спокойно могут расстелить там какой-нибудь попавшийся под руку кусок ткани и, ничего не стесняясь, просто заснуть на нём.

Вообще, бомжи - это целая проблема для Будапешта. Если посчитать их количество на душу городского населения, то наверняка эта цифра получится ничуть не меньше, чем в Москве. В переходе у станции Astoria один из них был с гитарой и всё время, сколько бы я мимо него ни проходил (а ходил я там часто), играл одну и ту же песню...

Вот так выглядит сама станция:



Будапешт, похоже, берёт пример с Москвы и ставит вот такие колонны:



Урны для раздельного сбора мусора:



Вид на станцию сверху:



А вот так выглядит вход:



На всех станциях новой линии висят вот такие указатели:



Экраны, которые крутят какую-то рекламу:



Станция Kalvin ter похожа на Keleti:



Лавочки:



Переход на линию M2:





В Будапештском метро нет турникетов: их заменяют контролёры, проверяющие билеты на входе. Я уже не помню подробности местного билетного меню, но могу сказать, что мы пользовались каким-то проездным на 14 дней за 6300 форинтов (примерно 1500 рублей). Интересно, что проездной этот именной: его оформляют только при предъявлении паспорта (или загранпаспорта) и при этом отпечатывают на нём имя и фамилию. Купить их можно в самом метро, на специальной стойке в аэропорту и в офисах компании BKV, коих в центре города оказалось предостаточно. Последнее для меня оказалось особенно актуальным, так как первый проездной, купленный в аэропорту, я благополучно потерял на следующий же день=) В качестве достоинства могу отметить, что к оплате принимают как наличные, так и банковские карты.

Вот, собственно, и всё. Был ли кто-нибудь из прочитавших мой отчёт в Будапештском метро? Если да, то делитесь своими впечатлениями в комментариях!

Tags: Будапешт, Венгрия, подвижной состав, фото
Subscribe

  • Питер + Москва = Московский метрополитен

    Давненько сюда никто не писал. Мне одному кажется, что на марке, посвященной Московскому метрополитену состав из Питера сочетается со скульптурой с…

  • Московский ТПК

    А кто-то понимает схему движения ТПК в финальном варианте? Я вот смотрю на карты и не могу понять, как будет функционировать аппендикс от Хорошевской…

  • Любопытная статистика №5

    Оригинал взят у vasiaalexandrov в Любопытная статистика №5 Вот и закончился сентябрь - третий по популярности открытий месяц после…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments

  • Питер + Москва = Московский метрополитен

    Давненько сюда никто не писал. Мне одному кажется, что на марке, посвященной Московскому метрополитену состав из Питера сочетается со скульптурой с…

  • Московский ТПК

    А кто-то понимает схему движения ТПК в финальном варианте? Я вот смотрю на карты и не могу понять, как будет функционировать аппендикс от Хорошевской…

  • Любопытная статистика №5

    Оригинал взят у vasiaalexandrov в Любопытная статистика №5 Вот и закончился сентябрь - третий по популярности открытий месяц после…