?

Log in

No account? Create an account
Рижское метро - Метрополитен — ЖЖ
Март 1, 2013
09:52 pm
[mova]
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Рижское метро
Правдивая история о несуществующем метрополитене.




Во времена ещё не развалившегося Советского Союза существовала практика строить метро в городах с населением не менее 1 миллиона жителей. Так был открыт метрополитен в Минске, Днепропетровске, Харькове, Новосибирске и других городах.

В середине 80-х годов прошлого века население крупнейшего города Прибалтики, Риги, приближалось к заветной отметке в миллион человек. И ничего в то время не свидетельствовало, что эта тенденция может измениться.

Ещё в 60-е годы было предложено построить систему скоростного трамвая. В спальных, а также малозаселённых районах, он должен был быть наземным, а в центре города уходить под землю. Подобный проект, к примеру, реализован в Кривом Рогу (Украина).


Но, несмотря на признание этого вида транспорта необходимым, Рига его так и не увидела. Главной причиной отказа от этого проекта стало то, что он пролегал лишь в той части города, которая располагается на правом берегу Даугаву (то есть там, где и центр города), полностью игнорируя многочисленные жилые районы на другом берегу реки.

Проект настоящего метро в Риге возник в конце 70-х годов. Как и полагается, были проведены все проверки, замеры, инженерные расчёты. И к 1985 году появился на свет конечный утверждённый проект Рижского метро.


Состоять Рижский метрополитен должен был из трёх линий. Начало строительства Первой линии (на карте отмечена зелёным цветом) планировалось на 1990 год. Более того, с 1988 года уже велись полномасштабные подготовительные работы на местности. Сдача в эксплуатацию Первой линии должна была произойти в 2000 году.

Полностью же построить систему подземного транспорта планировалось в четыре этапа. Во время второго этапа (обозначен красным цветом) должна была быть продлена до конца Первая линия и построена часть Второй Линии. Во время третьего этапа (обозначен синим цветом) должна была быть полностью проложена Третья линия. И во время заключительного, четвёртого этапа (обозначен сиреневым цветом), должна была быть закончена Вторая линия. Всё это было бы готово к 2021 году.

Ниже можно увидеть несколько проектов станций Первой линии. По задумке проектировщиков, каждая из них должна была что-либо символизировать.

Три варианта станции «Засулаукс» (символизировала отдых на взморье в Юрмале).






«Аврора» (символизировала революцию).


«Даугава» (Рига как морские ворота Советского Союза).


Два варианта станции «Центральная» (дружба народов).




Станция «Райниса» (национальная культура и быт).


«ВЭФ» (любовь к труду).


Но самому масштабному проекту в истории Рижского транспорта не суждено было увидеть свет.

Уже в середине 80-х годов в Прибалтийских республиках СССР начали появляться национально настроенные движения. С каждым годом они набирали силу и всё больше новых сторонников. Не стала исключением и Рига.

Несмотря на то, что до второй половины 80-х годов все СМИ и жители только приветствовали строительство метрополитена и разгрузку улиц города от транспорта, во второй половине 80-х годов всё чаще стали высказываться различные причины против строительства. Среди них: повышенная стоимость в сравнении с другими городами, сложность строительства из-за высокого уровня подземных вод (хотя в Ленинграде построили, несмотря на такую же проблему с подземными водами), неучтение нужд инвалидов. Чрезмерное развитие зон вокруг станций метро (как это могло навредить-то?) и другие.

На деле же главным мотивом протестов был неизбежный приезд рабочих других национальностей из других союзных республик. Соответственно, «титульная нация», как тут принято говорить, испугалась за свою сохранность.

После этого СМИ, как это часто бывает, заняли совершенно противоположную позицию, раскритиковав план постройки метро. Среди населения начались масштабные митинги и акции протеста.


Под давлением общественного мнения была созвана комиссия и проведена повторная экспертиза по поводу целесообразности строительства метро в Риге. В этот раз ответ оказался отрицательным. Все работы были свёрнуты.

С тех пор прошло уже более 20 лет. За это время произошло много перемен, как в жизни города, так и в жизни его жителей. Необходимость в метро отпала сама собой. Ведь население Риги давно уже не приближается к 1 миллиону человек. На данный момент это всего лишь немногим больше 600 000 человек и цифра планомерно продолжает снижаться.

К строительству Рижского метрополитена можно относиться по-разному. Но фактом остаётся то, что проектов такого масштаба в Риге больше нет и уже не будет никогда.

В статье использованы изображения и информация с сайтов www.wikipedia.org, www.videsvestis.lv, www.s-p-i.ru.



( Оригинальный пост и ещё множество интересных вещей здесь )

Tags: ,

(49 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:cr2
Date:Март 1, 2013 08:14 pm
(Link)
Да, слышал про проект, а вот эскизы станций вижу впервые. Спасибо.

Латышам было из-за чего бояться того, что нация растворится. После войны, из-за того, что Латвия стала пограничной окраиной СССР, в страну хлынул поток военных. Они принципиально не хотели учить язык, знакомиться с традициями и тп. В общем, следы этой проблемы до сих пор заметны. Но это другая тема.

Правда, вторая сторона медали - как бы ни ругали "оккупантов", ЛССР они подняли. Многие сейчас уже вспоминают те годы, как время, лучше того, что происходит сейчас. Об этом мне сами латыши говорили в прошлом году. Похожие мысли есть уже и у эстонцев. И при Советах жители могли быть уверены, что многие проекты, как вот метро, реализуются. А сейчас это одна из беднейших стран ЕС. Посмотрим, куда придут они, зла желать не хочется.
[User Picture]
From:mova
Date:Март 1, 2013 08:56 pm
(Link)
К сожалению, так оно и есть. А ждать, чтобы посмотреть, куда всё это придёт, не нужно. Достаточно просто пожить здесь. За период независимой Латвии население страны сократилось примерно на 25%. И уехали не только русские. Те из них, кто хотели, покинули Латвию ещё в начале 90-х. Во время кризиса конца 2000-х (который, между прочим, тут по сих пор) уехало и большое количество латышей. То есть, по сути также растворились. Только не у себя на Родине, а в Ирландии/Великобритании/Германии/Норвегии и так далее.
Я часто езжу по разным городам Латвии и зрелище это действительно печальное. Особенно полностью брошеные колхозы и развалившиеся, заросшие бурьяном хутора.
Это действительно грустно.
From:vin4enzo_w
Date:Март 1, 2013 09:12 pm
(Link)
Они принципиально не хотели учить язык, знакомиться с традициями и тп.
-------------------------------
Ерунда. Язык - может быть - военный сегодня здесь, а завтра в ЗабВО, на хрен ему там латышский ? А дети офицеров в русских школах - учили. Ребята из Талси говорили по-латышски вообще без акцента.
По-поводу традиций - Лиго, как пример, был настолько масштабный праздник, что гуляли его все поголовно ( включая офицеров разных национальностей ). Праздник песни - хоры со всех школ Латвии, что русских, что латышских.
Других, сильно видимых традиций (вроде шествия легионеров Waffen SS) тогда не наблюдалось.
[User Picture]
From:publicenemy
Date:Март 1, 2013 08:45 pm
(Link)
Судя по карте, спальные районы как раз хорошо покрыты. Там и Иманта, и даже в Дрейли уходит линия.

Касательно "тогда" и "сейчас", то есть как минусы, так и плюсы. Там властного маразма сильно меньше. В РФ чтобы оформить что угодно, можно с ума сойти. В Прибалтике это намного проще. Очень много вещей можно вообще сделать не выходя из дома. Скажем, вот список категорий госуслуг, которые можно заказать электронно: https://www.latvija.lv/LV/PublicServices/Default.aspx. В категориях – еще всего до фига. Скажем надо мне получить справку о несудимости, просто иду по ссылке, там же оплачиваю через интернет, и мне ее присылают по почте в течении трех дней. В РФ я пробовал заказывать подобные вещи, обычно все эти электронные услуги возвращают отлуп от соответствующей организации с предложением явиться лично и заполнить бумажку. Тьфу, потеря времени и нервов.

Наземный транспорт в Риге и Таллине сейчас великолепен. России до него еще лет 100 пилить.

А уж про значительно больший порядок и доверие полиции, я и не говорю.

Edited at 2013-03-01 20:47 (UTC)
[User Picture]
From:mova
Date:Март 1, 2013 09:36 pm
(Link)
Оформление документов и справок в Латвии быстрее, чем в России. Это так. Например, недавно столкнулся. Я оформил приглашение для визу в Лвтию за полчаса и потом просто передал код, с которым в России нужно идти в консульство. А приглашение для въезда в Россию оформляли больше месяца.
Но перевод гос. услуг в электронный формат было требованием Евросоюза. Одним из немногих, действительно полезных тут. Сами местные власти вряд ли проявили такую инициативу.
Наземный транспорт в Риге обновили, но всё ещё не до конца. По некоторым маршрутам всё ещё ходят троллейбусы, внутри которых от тарахтения в ушах закладывает.
From:headcoach1
Date:Март 2, 2013 07:58 pm
(Link)
У транспорта Риги единственное значимое преимущество над московским - он ходит строго по расписанию, но если учесть, что во всей Латвии население в несколько раз меньше, чем в Москве, то неудивительно. А так, обычные трамваи с троллейбусами, в основном не особо новые, чего вы там великолепного нашли.
[User Picture]
From:doktoraikasap
Date:Март 3, 2013 04:32 am
(Link)
Сказочники такие сказочники... Доверие к полиции и прочие прелести существуют тлько в вашем воображении.
[User Picture]
From:ko4evnik_v
Date:Март 3, 2013 02:07 pm
(Link)
"В РФ чтобы оформить что угодно, можно с ума сойти. "
фигню говорите.
[User Picture]
From:nin_gen
Date:Март 1, 2013 11:20 pm
(Link)
В Днепропетровске метро достроили и открыли только в 1995 году.
[User Picture]
From:mova
Date:Март 2, 2013 10:07 am
(Link)
Но строить-то его начали ещё в первой половине 80-х, ещё до утверждения проектов Рижского метро.
[User Picture]
From:bolshoi
Date:Март 2, 2013 05:18 pm
(Link)
Ну что, сами же латыши и виноваты, из-за протестов загубили отличную идею. А если бы начали строить, пришлось бы уже доводить до конца. Теперь о метро могут забыть навеки.
[User Picture]
From:ko4evnik_v
Date:Март 3, 2013 02:08 pm
(Link)
не факт, могли и закрыть, как АЭС)
[User Picture]
From:wlad11
Date:Март 2, 2013 07:22 pm
(Link)
Проекты занятные. не видел
[User Picture]
From:doktoraikasap
Date:Март 3, 2013 04:34 am
(Link)
На землях отведенных под строительство рижского метро до сих пор запрещено капитальное строительство. Строительство так и не началось, но базу метростроя построить на окраине города успели. Сейчас там лесопилка или что-то в этом роде.
[User Picture]
From:swan_blog
Date:Март 3, 2013 07:55 am
(Link)
Дизайн прямо космический такой!
Про Ригу не знаю, а в Таллинне был проект скоростного трамвая, кто-нибудь что слышал?
Разработано LiveJournal.com