?

Log in

Как сэкономить при повышении цен на транспорт - Метрополитен
Февраль 1, 2015
03:47 pm
[korund]
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Как сэкономить при повышении цен на транспорт
С 1 февраля цены на проезд в очередной раз повысились, а приоритеты тарифного меню усложнились.

В связи с этим банальный ответ на вопрос друзей или родственников "они меня совсем запутали, объясни какой же билет выгодней покупать" превратился в аттракцион на доверии "делай как я и не задумывайся". Мне, как профессиональному финансисту, было очень неловко столь неаргументированно отвечать. Пришлось сесть и провести подробные расчёты, возможно их результат и вам поможет оптимизировать свои расходы во время кризиса.

Итак, сначала нужно примерно представить, сколько поездок на метро и сколько на наземном транспорте в месяц Вы совершаете. Затем посмотреть на таблицу ниже (она кликабельна).

По оси вправо идёт число поездок на метро, по оси вниз - на наземном транспорте.
В соответствующей ячейке будет минимальная сумма в рублях, которую придётся потратить на билеты.
Цветом выделен тип билетов, который выгоднее всего приобретать.

Схема 1. Минимально возможные расходы на транспорт, руб. в месяц
Схема_1_МТ-2015_МИН
Примечание:
"ТАТ 60" - билет на наземный транспорт на 60 поездок.
"Безлимит ТАТ" - безлимитный проездной на наземном транспорте на 90 дней за 2400 рублей (800 рублей в месяц).
"Тройка" - оплата проезда денежными средствами в электронном кошельке Тройки.
Схема 1 составлена для поездок без пересадок или с нерегулярными пересадками. Про регулярные ежедневные поездки с пересадками (ТАТ+метро и т.д.) речь пойдёт на Схеме 3.

Таблица получилась довольно сложная, нынешняя система тарифов на проезд действительно способна сломать мозг нормальному человеку. Поэтому была составлена её упрощённая версия.

Схема 2. Самые практичные типы билетов из имеющегося меню, расходы руб. в мес.
Схема_2_МТ-2015_ОСН

Часть вариантов требует сочетания двух типов билетов, например Единый 60 + ТАТ 60.
Удобнее всего оба билета записать на одну карту Тройка, тогда в метро автоматически будет списываться Единый, а в автобусе ТАТ. Записать сразу оба билета на карту можно в большинстве наземных киосков Мосгортранса (в которых есть терминалы Тройки). В метро, к сожалению, ТАТ не записывают :(

Практичность билетов определялась исходя из минимальных потерь времени на их приобретение и максимально простого выбора из ограниченного числа вариантов. Схема 2 чуть менее выгодна, чем Схема 1, но не намного.[Лишь в отдельных случаях речь идёт об увеличении расходов на 40 рублей в месяц...]
Схема 2а. Рост расходов при выборе билета из Схемы 2 по сравнению со Схемой 1, руб. в мес.
Схема_2а_МТ-2015_ОСН_Дельта_к_МИН


В этих таблицах не показаны ещё два типа билетов:

1. Годовой безлимит за 18200 рублей. Если поделить его цену на 11 рабочих месяцев, то он практически равен безлимитному билету на 90 дней. Тут не нужны сложные таблицы, каждый сам выберет, на квартал или на год ему удобней покупать. Аналогично можно поступить с годовым ТАТ. Безлимитные билеты на 30 дней и меньше не выгодны по сравнению с квартальным безлимитом, они нужны ограниченному числу пользователей.

2. Билеты "90 минут". Они выгодны только тем, кто ежедневно ездит с пересадками маршрутами ТАТ+метро или ТАТ+метро+ТАТ. В этом случае на схеме появляется зелёный "галстук", в зоне которого и выгодны 90-минутки.

Схема 3. Зона оптимального использования билетов 90-минут
Схема_3_МТ-2015_90минут

Обратите внимание, "галстук" очень узкий. Это означает, что 7 нестандартных поездок в месяц (только метро или только наземный транспорт) делают билет "90 минут" невыгодным. Схема 3 показывает только вариант с одной пересадкой ТАТ+метро. Число таких пересадок в рамках билета "90-минут" может быть и больше, тогда "галстук" будет выглядеть иначе.

Но основной вывод из Схемы 3 для билетов "90-минут" не изменится: минимальный тариф по билету "90-минут" (35 рублей) выше максимального тарифа по Тройке (30 рублей) для одиночной поездки без пересадок. Поэтому, если ставить задачу минимизации затрат, то придётся использовать два разных билета: один "90-минут" и отдельный билет для одиночных поездок (выбранный по Схеме 1 или Схеме 2 исходя из числа таких поездок). Также можно сравнить сумму расходов на два билета с ценой безлимита (1667 рублей в месяц) и, возможно, проще будет купить его и не забивать себе голову выбором нужной карточки перед турникетом.

К сожалению, билет "90-минут" нельзя записать вместе с другими билетами на одну Тройку.

В качестве побочного результата этих расчётов посмотрел, как изменились тарифы за последние годы.
Схема 4. Изменение минимальной суммы расходов, в % к 2014 году:
Схема_4_МТ-2015_изм_к_2014

Как видно, в этом году сильнее всего подорожал проезд для "90-минутчиков".
Сильнее всего подешевел квартальный безлимит.

А вот изменение цен за три последних года (эффект перехода к новому тарифному меню).
Схема 5. Изменение минимальной суммы расходов, в % к 2012 году:
Схема_5_МТ-2015_изм_к_2012

Сильнее всего подорожал проезд для тех, кто ездит мало и для тех, кто ездит много только на метро или только на наземном транспорте (красные области по углам). Ещё сильнее пострадали те, кто раньше покупал годовой проездной на метро за 11200 (его просто отменили).

Неожиданным для меня фактом стало то, что несмотря на все повышения цен для множества людей появилась возможность тратить меньше денег, чем в 2012 году (зелёные области).

Причины, по которым после повышения цен ежемесячные расходы на проезд становятся ниже:
1. Увеличили срок действия билетов до 90 дней, в результате чего стало выгодно покупать билеты на 60 поездок, по которым тариф ниже.
2. Усложнили структуру тарифного меню, в результате чего стало очень сложно выбирать билет, но появилась возможность оптимизировать затраты.
3. Появились "Единые" билеты, по которым можно ездить и на наземном транспорте, а также "90-минутки".

Для сравнения, насколько проще была схема оптимальных тарифов всего три года назад.
Схема 5. Минимально возможные расходы на транспорт в 2012 году, руб. в месяц
МТ-2012

Следует отметить важный минус тарифной сетки 2015 года: если ошибиться в планировании числа поездок, то неиспользованные поездки сгорят, а затраты окажутся выше оптимального уровня. Если Вы часто пользуетесь общественным транспортом, то стоит свои фактические расходы сравнить с суммой в 1667 рублей в месяц. Если чувствуете, что тратите больше - покупайте безлимит на 90 дней за 5 тыс. рублей. Судя по изменениям тарифной политики именно на безлимиты будут постепенно выдавливать большинство москвичей при каждом новом повышении цен.

ps. За идею визуализации благодарю anderson_mike

UPD. Большое всем спасибо за замечания и найденные ошибки в предыдущей версии. Схемы и текст обновлены.

Tags:

(116 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
From:zorruch
Date:Февраль 1, 2015 01:59 pm
(Link)
У безлимиток есть один недостаток: невозможность быстрой оплаты проезда сразу двум и более людям.
Билеты на счетное количество поездок в этом плане сильно выигрывают.
[User Picture]
From:kilovolt
Date:Февраль 1, 2015 03:39 pm
(Link)
Следуя буквально букве правил, проход по одной "тройке" вдвоем, даже при списании поездки или суммы за каждого, является нарушением и штрафуется на 1000 рублей. У каждого пассажира должен быть свой билет. Маразм, конечно. Не уверен насчет метро, там нет обязанности сохранять билет до конца поездки, а начинается она сразу за турникетом. Полагаю, это скоро устранят, инициатива уже опубликована.

Официальная версии состоит в том, что владелец билета может сойти раньше, а позже его попутчику будет нечего предъявить контролерам.
[User Picture]
From:ljuser007
Date:Февраль 1, 2015 02:01 pm
(Link)
Браво, спасибо за труд
[User Picture]
From:karjusha
Date:Февраль 1, 2015 02:03 pm
(Link)
о, спасибо! Почему-то я пропустила про ТАТ-60, покупала только единый-60, считала, что метро-троллейбус до работы выгодно, а ведь и правда так экономнее выходит))
[User Picture]
From:korund
Date:Февраль 1, 2015 03:49 pm
(Link)
Их можно записывать на одну Тройку и она сама списывает в автобусе ТАТ, а в метро Единый.
[User Picture]
From:anti_s
Date:Февраль 1, 2015 02:42 pm
(Link)
героический пост) спасибо
[User Picture]
From:to_the_future
Date:Февраль 1, 2015 02:44 pm
(Link)
Это не галстук, это меч! :))

Отличная работа, спасибо!
[User Picture]
From:dariel
Date:Февраль 1, 2015 05:05 pm
(Link)
+1
[User Picture]
From:kazantipa
Date:Февраль 1, 2015 02:45 pm
(Link)
Интересная наглядная аналитика
[User Picture]
From:kilovolt
Date:Февраль 1, 2015 03:49 pm
(Link)
После изменения тарифов балансирую на грани между Е60+ТАТ60 и Б90. Пока решил не переходить на безлимит, так как в случае болезни или командировки оплаченные дни пропадают, а поездки нет.
From:deep_gloom
Date:Февраль 1, 2015 04:15 pm
(Link)
Безлимит на 30 вообще никак не выгоден? Даже несмотря на удешевление?
[User Picture]
From:korund
Date:Февраль 1, 2015 04:51 pm
(Link)
С точки зрения Экселя он получается дороже, чем безлимит на 90 дней, поэтому выбыл из выгодных тарифов.

Его ниша вытекает из названия: много поездок здесь и сейчас для тех, кому через месяц ездить уже не надо. Очень узкая специализация.

Я исходил из логики обычного горожанина, который пользуется трёхмесячным билетом все три месяца. Например, во время длинных отпусков и дачного сезона безлимит тоже не выгоден (что частично учтено таблицей, так как падает среднее число поездок). А билеты на 60 поездок могут и сгореть, если ошибиться в расчёте числа дней вне города.
[User Picture]
From:mrs_ok
Date:Февраль 1, 2015 04:27 pm
(Link)
Какой полезный пост! Спасибо! При нынешних ценах на одну-две поездки в метро волей-неволей начинаешь задумываться о покупке билета на 11 поездок и более... Не понимаю, для кого теперь эти билеты на одну-две поездки, их же никто покупать не будет?
[User Picture]
From:korund
Date:Февраль 1, 2015 04:38 pm
(Link)

Если редко ездите - заведите Тройку за 50 рублей залога и положите туда денег. Ее можно пополнять перед поездкой сотнями через аппарат в метро.
Самое выгодное для подобной ситуации, у нас в семье есть такой человек.

[User Picture]
From:suvorow_
Date:Февраль 1, 2015 04:59 pm
(Link)
в эффективную стоимость 60-поездочного и более длительных билетов надо бы включать процентную ставку по депозитам - если платить сразу за весь год, сумма сразу отдаётся, а можно купить билет на более короткий срок, а через три месяца - новый, и он эффективно будет дешевле, т.е. при 7% годовых (больше по трёхмесячным депозитам не дают) он будет дешевле, грубо говоря, на 1%.
при этом годовой билет однозначно проиграет трёхмесячному. Мне так кажется :)
[User Picture]
From:korund
Date:Февраль 1, 2015 05:03 pm
(Link)
у меня сейчас есть трёхмесячный депозит для будущего расхода в рублях под 17,ХХ% , что как бы больше 7%
:)

а) вообще деньги в рублях хранить не советую
б) на рентабельность годового проездного гораздо сильнее влияет распределение дач и отпусков ИМХО
в) но по сути Вы правы :)

Edited at 2015-02-01 17:04 (UTC)
[User Picture]
From:Вячеслав
Date:Февраль 1, 2015 05:31 pm
(Link)
Уважаемый автор! Спасибо за труд. Выложите исходник пожалуйста, чтоб при новом витке подорожания самому в экселе посчитать.
[User Picture]
From:Daria Ivanova
Date:Февраль 1, 2015 06:24 pm
(Link)
Телеканал пятница сейчас проводит новый кастинг. Хотела бы поделиться: Мое видео для кастинга в новую передачу от Орла и Решка про метро Парк Победы в Москве. Смотрите тут: http://m.youtube.com/watch?v=VRjUQmn3v08
И расстроена подорожаем ем цен :(
[User Picture]
From:anna_jarvi
Date:Февраль 1, 2015 06:59 pm
(Link)
Ничего себе! вот это работа ума! Спасибо.
[User Picture]
From:menelik3
Date:Февраль 1, 2015 07:50 pm
(Link)
Спасибо, очень интересно!
[User Picture]
From:gussev
Date:Февраль 1, 2015 08:32 pm
(Link)
не плохо бы ещё добавить ссылку на тарифы, чтобы понимать что сколько действует и что стоит.
http://www.mosgortrans.ru/passenger/fairs/
[User Picture]
From:hcube
Date:Февраль 1, 2015 08:35 pm
(Link)
У безлимита есть очень большой плюс. Гибкость маршрута. То есть с ним можно не просто использовать то же число поездок, а закомпоновать поездку из НЕСКОЛЬКИХ кусочков на разных маршрутах, тем самым получив кастомную траекторию. Плюс его можно использовать там, где счетные поездки жаба бы задушила - при доезде на 1-2 остановки.
[User Picture]
From:roman_tarasov88
Date:Февраль 1, 2015 08:48 pm
(Link)
Можно ходить пешком. Заодно и на спортзале экономия будет.
[User Picture]
From:Алексей Владимирович
Date:Февраль 2, 2015 11:16 am
(Link)
Передвигаться лучше на личном авто, на нем же и добираться до спортзала. Мощные руки, спину, грудные, равно как и нокаутирующий удар, пешими пробежками по щиколотку в грязище точно не разовьешь, разве что только обувь попортишь и ноги промочишь.
[User Picture]
From:akherousia
Date:Февраль 1, 2015 11:23 pm
(Link)

В последнее время пользовалась только Тройкой и даже не в курсе насчет других разновидностей билетов. Единый 60 - это как? На 60 поездок? А зачем ТАТ, Единый же должен включать в себя ТАТ?  Извините за глупые вопросы, просто действительно никогда не вникала в эту тему

[User Picture]
From:korund
Date:Февраль 2, 2015 05:24 am
(Link)
Единый на 60 поездок 1400 рублей цена за одну поездку получается 23,3 рубля
ТАТ на 60 поездок 850 рублей цена за одну поездку получается 14,2 рубля

Единый включает в себя ТАТ, но поездку на наземном транспорте ВЫГОДНЕЕ оплачивать именно ТАТ (см. разницу в ценах выше). Оба билета можно записать на одну карточку Тройка (в киосках Мосгортранса на остановках), тогда в метро Тройка сама будет списывать Единый, а в автобусе ТАТ. При определённом числе поездок это СНИЖАЕТ Ваши затраты на транспорт.
[User Picture]
From:grig_siren
Date:Февраль 2, 2015 10:34 am
(Link)
Таблички нужно протянуть вниз еще хотя бы на 20 строк. Потому что если человеку от дома до работы нужен автобус + метро + автобус - то месячное количество наземных поездок выскакивает за 80, и соответствующая цифирь в табличке не видна.
[User Picture]
From:korund
Date:Февраль 2, 2015 08:18 pm
(Link)
Про ежедневные поездки с пересадками - картинка номер 3 и комментарий про билеты на 90-минут. Для 40 поездок там светится 1400 рублей в месяц (покупать надо билет 60х90 минут). А число пересадок на ТАТ на этом билете не лимитируется. Хоть одна пересадка, хоть пять.
[User Picture]
From:zemfort1983
Date:Февраль 2, 2015 11:52 am
(Link)
60 рулит))) Если, как у меня, получается чуть меньше 2 поездок в день, в среднем. Когда был проездной за 11400, вот это была благодать!
[User Picture]
From:i_am_jullie
Date:Февраль 2, 2015 04:53 pm
(Link)
Спасибо Вам!
[User Picture]
From:music_stranger
Date:Февраль 2, 2015 07:41 pm
(Link)
извиняюсь если повтор, пока не осилила все комментарии.
За пост спасибо.
Вопрос такого порядка.
При расписывании актуальности "тройки" учитывалось ли то, что карта работает как "90 минут" при использовании ее в данный промежуток времени?
[User Picture]
From:korund
Date:Февраль 2, 2015 08:09 pm
(Link)
Правильный вопрос.
Действительно, я это не учёл.
На третьей картинке сверху слева должна быть линия Тройки до семи поездок.
Начиная с семи поездок в месяц выгоднее 20х90 минут.
Спасибо за находку!

В левом верхнем углу есть ещё одна ошибка.
Билеты ТАТ на 5 и 11 поездок выгоднее ТройкиТАТ и тоже имеют свою нишу.
[User Picture]
From:alex_nb
Date:Февраль 2, 2015 09:23 pm
(Link)
Кажется, что при 20 поездках на метро в месяц и очень большом числе поездок на наземном транспорте выгоднее брать безлимит ТАТ (800) + единый 60 (1400/3). Но такого варианта в таблице нет.
[User Picture]
From:korund
Date:Февраль 3, 2015 05:34 pm
(Link)
Спасибо, посмотрю, что там случилось.
(Подозрительный комментарий)
From:(Anonymous)
Date:Февраль 3, 2015 08:28 am

не могу понять, где ошибаюсь в расчетах

(Link)
Спасибо за ваш труд и время, вложенное в такую аналитику.
Не могу никак подстроиться под ваш анализ, хотела бы уточнить:
Я в месяц совершаю где-то 32-35 поездок на метро и на наземном транспорте 74-80 поездок, получается что за квартал я использую Е60(почти) и 2 ТАТ60 ровно, в таком случае я потрачу в квартал 3100р на перемещения.
По расчетам в таблице 3 мне выгоднее пользоваться безлимитом на 90 дней, но он стоит 5000, переплата составляет 1900. или я где-то ошибаюсь?

Если считать в месяц, то я потрачу 2250 (Е60+ТАТ60, при условии, что я доиспользую единый, когда у меня закончится ТАТ), в таком случае мне выгоден безлимит на 30 дней за 2000, но я видела комментарии по поводу невыгодности этого тарифа поэтому совсем запуталась. Помогите, пожалуйста, разобраться.
[User Picture]
From:korund
Date:Февраль 3, 2015 05:40 pm

Re: не могу понять, где ошибаюсь в расчетах

(Link)
Если Вы в месяц совершаете 80 поездок на ТАТ, то это 80х3=240 за квартал или 4 билета ТАТ60 х 850 рублей = 3400 рублей.
Плюс Вы совершаете 32х3 = 96 поездок на метро, а это 1,5 Единых60 х 1400 = 2100.

Поэтому на три полных рабочих месяца безлимит даёт Вам экономию 3400+2100 = 5500 минус 5000 = 500 рублей.

Edited at 2015-02-03 17:40 (UTC)
[User Picture]
From:edtech
Date:Февраль 3, 2015 09:39 am
(Link)
Можно ещё учесть, что "Тройка" является также и билетом на 90 минут, причём выбор тарифа производится автоматически. В некоторых случаях это может сделать её значительно выгоднее, даже если только 20% маршрутов происходят по схеме метро+пересадка на ТАТ
[User Picture]
From:aure1iano
Date:Февраль 3, 2015 02:41 pm
(Link)
Что значит является билетом на 90 минут с автоматическим выбором тарифа? Это если на нее Единый не записывать?
Разработано LiveJournal.com